Инклюзивное образование

Нормативная база и материалы по ФГОС для детей с ОВЗ

Федерального уровня

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года №273  «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы
  3. Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 2015 года, рег. № 38528
  4. Письмо Минобрнауки РФ от 29 марта 2016 года № ВК-641/09 "Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их образовательных потребностей". Реализация адаптированных образовательных программ
  5. Письмо Минобрнауки России № ВК-1179/07 от 27 мая 2016 г. "О дополнительных разъяснениях".
  6. Письмо Минобрнауки России № ВК-15/07 от 13 января 2016 г. "О направлении методических рекомендаций". Модели раннего выявления детей с ОВЗ
  7. Письмо Минобрнауки России № 07-3735 от 13 ноября 2015 г. "О направлении методических рекомендаций". Практики образование детей с ОВЗ
  8. Письмо Минобрнауки России № ВК-449/07 от 10 марта 2016 г. "О направлении методических рекомендаций". Расчет нормативов на детей с ОВЗ
  9. Распоряжение Правительства РФ №831-р от 30 апреля 2016г. «Об утверждении перечня товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов»
  10. Рекомендации по делам инвалидов
  11. Методические рекомендации по проектированию АООП образовательной организации
  12. Разработка специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)
  13. Технологическая карта проектирования АООП НОО для обучающихся с ЗПР.ООП НОО - АООП НОО обучающихся с ЗПР: соответствие разделов образовательных программ
  14. Приказ от 31 июля 2015г. № 528н "Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"
  15. Приказ от 15 октября 2015г. № 723н "Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида"
  16. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
  17. Федеральный закон РФ  от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  18. Приказ от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
  19. Федеральный закон РФ от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
  20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
  21. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  22. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 N ВК-2270/07 "О сохранении системы специализированного коррекционного образования"
  23. Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 N 07-832 «О направлении Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»
  24. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" (скачать, 153 Кб)
  25. Конвенция о правах инвалидов

​Региональный уровень

Постановление Правительства Оренбургской области №513-п от 12.07.2016г. "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 9 октября 2015 года № 814-п"

Приказ МО Оренбургской области №01-21/956 от 30.04.2015г. "О создании организационно-управленческих условий ведения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Образование детей с особыми образовательными потребностями (информация с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации

Школьный уровень

Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие  универсальных учебных действий (УУД) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 (2016-2021 гг.)

Анкета для руководителя ОО по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО

Приказ  28.08 2017 № 48 МОАУ «Покровская СОШ» О  проведении комплекса мер по реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ на 2017 - 2018 учебный год

В настоящее время  тема инклюзивного образования в России  является актуальной. Проблемы его внедрения в школы  выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в  числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее  время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

3.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

— для глухих детей

— для слабослышащих и позднооглохших детей

— для слепых детей

— для слабовидящих детей

— для детей с тяжелыми нарушениями речи

— для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

— для детей с задержкой психического развития

— для умственно отсталых детей

— для детей с расстройствами аутистического спектра.

5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015

7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (вместе с «Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»)
9.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Источник:

Педсовет.org

ПРОЕКТЫ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РЕДАКЦИИ 30.03.2015

ТАСС Информационное агентство России

С 1 сентября 2016 года вводится ФГОС НОО  детей с ОВЗ. Данный документ должен обеспечивать соблюдение как прав ребенка с ОВЗ, так и прав других участников отношений в сфере образования (педработников, других обучающихся).

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ – совокупность требований при реализации адаптированных основных образовательных программ НОО в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ:

- глухих;

- слабослышащих;

- позднооглохших;

- слепых;

- слабовидящих;

- с тяжелыми нарушениями речи;

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- с ЗПР;

- с расстройствами аутистического спектра;

- со сложными дефектами.

Стандарт учитывает: возрастные; типологические; индивидуальные особенности ; особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Стандарт обеспечивает: равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей

 

Положения Стандарта могут использоваться родителями  при получении обучающимися с ОВЗ НОО в форме

- семейного образования,

- на дому

- или в медицинских организациях.

Стандарт разработан на основе

- Конституции РФ;

- с учетом Конвенции ООН о правах ребенка;

- с учетом Конвенции ООН о правах инвалидов;

- региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.

Стандарт включает в себя требования:

1.   к структуре АООП НОО (в  т.ч. к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательных отношений);

2.   к условиям организации АООП НОО (кадровым, финансовым, материально-техническим и т.д.);

3.   к результатам освоения АООП НОО.

В основе стандарта – деятельностный (процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом; взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя) и дифференцированный подходы (организация учебного процесса с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения).

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- формирование основ учебной деятельности;

- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;

- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп.

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых  образовательных потребностей.

Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий  получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей.

ОУ самостоятельно разрабатывает АООП НОО обучающихся с ОВЗ.

Реализация АООП НОО может быть организована как с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

АООП НОО включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

УП включает предметные области в зависимости от варианта АООП НОО. Обязательным элементом структуры УП является «Коррекционно-развивающая область».  В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ часть УП, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;

- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числе этнокультурные;

- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;

- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных предметов.

На внеурочную деятельность отводится 10 часов, из них 5 – на реализацию направлений внеурочной деятельности, 5 – на коррекционно-развивающую область.

В реализации АООП НОО участвуют руководящие, педагогические работники, имеющие необходимый уровень организации и квалификации (в соответствии с указанными в квалификационных справочниках требованиями). При необходимости возможно участие тьютора и (или) ассистента (помощника). Реализация Стандарта требует обеспечение доступности для всех обучающихся, специализированных рабочих мест, специальных учебников, тетрадей и т.п.

Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и  предметным результатам  освоения обучающимися с ОВЗ разных вариантов АООП НОО.

Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения АОПП НОО в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметных и метапредметных  результатов и достижение результатов освоения программы коррекционной работы.

 Образование детей с ОВЗ является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том,  что тебя соединяет, а не о том, что  тебя разъединяет с ним,»- писал   Л.Н.Толстой.

Разделы сайта